Вариаторы правда не «жильцы» после 100 тысяч пробега? С ними реально нельзя выезжать на бездорожье? Почему ставят вариатор, если коробка автомат лучше? Даже если вы знаете ответы на эти вопросы, пробегитесь глазами по нашей подборке фактов – там точно есть то, о чем вы не догадывались.
Факт №1: вариаторы известны с глубокой древности
Это не изобретение XX века. Еще на заре промышленности человечество знало, что передавать крутящий момент можно через шкивы и кожаный ремень. Такой принцип работы предсказывал Леонардо да Винчи!
И этот базовый принцип мы встретим много где – от архаичных промышленных механизмов до современных конвейеров.
Именно наблюдение за конвейерами натолкнуло братьев Ван Доорн на создание трансмиссии, работающей по такому принципу, для автомобиля.
Также читайте: Ездят больше 300 тыс. км: топ-3 авто с надежными вариаторами
Факт №2: «ремень» вариатора не совсем чтобы ремень
На ранних образцах таких трансмиссий – еще во времена авторов, братьев Ван Доорн – ремень и правда был ремнем, но сегодня это сложносочиненная деталь, которая состоит не из резины, а из множества стальных пластин, которые между собой удерживает специальная лента.
А кто-то (как Subaru или Audi) пошли дальше и вообще отказались от ремня в пользу цепи. Оборвать ее (как ремни прошлого) нельзя, если только растянуть. Нагрузки цепь выдерживает более существенные, поэтому с «цепными» вариаторами Subaru не страшно и в грязь соваться.
Также читайте: Будьте осторожны: 5 самых ненадежных двигателей
Факт №3: вариаторы встречались даже в «Формуле-1»!
Мир высочайших скоростей и топовых гоночных серий в наши дни – это автоматы или преселективные «роботы» (да, DSG пришла к нам из Ле-Мана!). Но было время, когда на машинах с открытыми колесами встречались и вариаторные трансмиссии.
В конце 60-х такие узлы можно было встретить на болидах команды Джека Брэбэма, а в 90-е с вариаторами экспериментировали тогдашние доминаторы чемпионата – Williams. Инженеры посчитали, что плюсы вариатора (плавность работы мотора в поворотах) помогут сделать машины Williams еще быстрее. Построили прототип и даже вывели его на тесты (пилотировал еще совсем юный Дэвид Култхард), но…
Международная автомобильная федерация в очередной раз переписала регламент, и вариаторы стали фактически вне закона для F1. На старт стали допускать машины с трансмиссией из четырех или семи фиксированных передач, вот почему вариатор стал вне закона – у него нет фиксированных передач.
Также читайте: Механика или автомат: какая коробка лучше
Факт №4: вариатор живет 140 тыс. км, и это не заговор – это так задумано
Все разговоры о надежности вариаторов (особенно самых популярных на российском рынке, Jatco) сводятся примерно к одной цифре: любой подборщик или знакомый с ситуацией механик назовет цифру 140-180 тыс. км, после которой вариатору приходит конец с последующей полной переборкой.
У этой цифры есть вполне резонное обоснование. Производитель не скрывает ее от клиента и черным по белому пишет об этом в мануале.
С чего все начинается? Если не менять масло в трансмиссии, то со временем в недрах узла начнет скапливаться мусор от естественного износа, какие-то внешние микрочастицы. Со временем это приводит к тому, что «забитый» вариатор перестает работать как надо. Поэтому масло на протяжении срока эксплуатации надо бы менять.
Но производитель не дает такую рекомендацию! Читаем сноску в мануале LADA Xray с вариатором Jatco: «Рабочая жидкость в автоматической коробке передач заправляется заводом-изготовителем на весь срок ресурса автомобиля».
А ресурс этот какой?
Читаем мануал дальше: «180 тыс. км пробега автомобиля или 5 лет эксплуатации автомобиля (в зависимости от того, что наступит ранее)».
То есть никто особо не скрывает: масло менять не надо до самого конца. Конец наступит максимум на 180 тыс. км.
А покупатели на вторичном рынке потом удивляются, почему взяли крепкую и простую машину с пробегом до 200 тыс. км, а в нагрузку идет поломка вариатора.
Читайте мануал. Там есть даже про это.
Также читайте: Передний или задний привод: какой лучше выбрать
Факт №5: маркетологи боятся слова «вариатор»
И неудивительно. В российских реалиях репутация вариаторов сильно неоднозначная, поэтому рекламщики крутятся-вертятся, чтобы как-нибудь избежать упоминания всуе.
Можете проверить на примере Xray и Vesta: ни в описании на сайте «Лады», ни в рекламных проспектах, ни в инструкции по эксплуатации не встречается слово «вариатор» или обозначение CVT. Если это рекламный буклет, там будет «автоматическая трансмиссия». Если таблица с характеристиками в официальном мануале, – «АТ».
Как будто, если не называть проблему вслух, и нет никакой проблемы.
Автор: Владимир Андрианов
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Какие интересные автомобильные факты вы хотели бы почитать в блоге «Автокода»? Оставляйте свои предложения в комментариях.